Долгожданная премьера в Московском Губернском театре.
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах, по сути, его перезагрузку, предложила режиссер Елена Черная, поставившая в Малом зале театра спектакль «Мой Онегин». Напомним, что среди творческих проектов Фонда Сергея Безрукова уже есть ее постановка «Мой Лермонтов» — моноспектакль с Кириллом Зайцевым по поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.
На этот раз артист воплотил на сцене образ самого знаменитого героя Пушкина — Евгения Онегина. И не только его. По ходу спектакля он перевоплощается и в Ленского, и в Зарецкого, и даже в Филипповну — няню Татьяны… Для актера — настоящий вызов. По сути, получился смелый театральный эксперимент, в котором наряду со стихами Пушкина звучат фрагменты из оперы П.И Чайковского «Евгений Онегин». И самые знаменитые сцены Татьяны Лариной идут именно в оперном исполнении.
Нежную Татьяну играет, но больше поет (и восхитительно) Мария Берар, актриса театра и кино, родом из Санкт-Петербурга, из музыкального театра «Зазеркалье.» Дуэт Зайцева и Берар искрит, наполнен особым драматизмом, нервом, позволяет увидеть знаменитую историю любви героев в ином ракурсе.
— Нам захотелось показать образ, отражающий время, и вместе с Онегиным поговорить о самом Пушкине — говорит режиссер Елена Черная. — Ведь в романе суть не только в истории любви Онегина, который не смог полюбить сразу, упустил возможность любви, которая пришла к нему слишком поздно. Она еще в том, почему и что произошло с Евгением с течением времени. Пушкин писал Онегина десять лет: начиная роман, он сам был молод, как и его «Онегин — молодой повеса», но с течением времени поэта изменила жизнь. Он писал параллельно развивающиеся истории своего героя и своей жизни.
— Наверное поэтому мы смотрим на Онегина в спектакле, а видим за ним образ самого поэта. Не зря же на столе героя высится гипсовый бюст Пушкина — как напоминание о главном герое спектакля. Как намек о зловещей роли дуэли в его жизни…
Кстати, интересно продумана сценография (художник-постановщик Роман Муромцев). Здесь работает каждая деталь на раскрытие психологической драмы, а не только сюжета. Огромное сухое черное дерево покрыто красными яблоками-шарами, которые иногда превращаются в бильярдные шары. Шкура медведя наброшена на проволочный каркас. Наконец, овальный экран с видео-проекциями из теневых иллюстраций художников Владимира Свитальского и Василия Гельмерсена дают представление не только о драме героев, но и о России позапрошлого века. Эта широта обзора и при этом особая бережная интонация к пушкинскому наследию — наверное, главная особенность необычного спектакля.
Мы поговорили с артистами перед премьерой.
Фото: Наталья Боброва
— Онегин — умница, который просто не нашел себя в жизни, — говорит Кирилл Зайцев. — Он не знает, куда применить свою энергию, куда себя деть. Все ему кажется скучным и вот в этой скуке, в таком состоянии легкомысленности и праздности очень легко попасть в жизненную ловушку. Сделать ошибки, которые сначала и ошибками-то не кажутся, но потом приводят к трагическим последствиям.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
— А как возникла идея такого симбиоза — поэзии и оперы?
— Эта идея с Пушкиным и с Чайковским меня давно занимала. Материал очень привлекал. Я хотел такой особый спектакль — особенно после «Лермонтова». Но делать моноспектакль мне почему-то не хотелось. И мы пошли на эксперимент — соединили драму и оперу.
— Очень рискованно. Материал не сопротивлялся?
— Некоторые стихи шли на сопротивление, а некоторые были нам вполне понятны. Ведь Пушкин дал всем героям от себя по чуть-чуть. Не зря же современники поэта говорили, что в Татьяне — весь Пушкин. И Онегину он дал свой ум, иронию, умение разбираться в людях. Хотелось бы к этому пониманию немножко приблизиться.
Фото предоставлено пресс-службой театра.
— Как готовились к спектаклю?
— Такой объемный материал требовал погружения. И перефразируя Фаину Раневскую, скажу, что полтора года я «дышал Пушкиным». Делал ингаляции Пушкиным. Любое свободное время посвящал ему. Читал Лотмана, Набокова… Ведь стояла задача приблизиться к легкости Пушкина. К иронии, с которой он говорит. Понимать его отношение собеседнику. Мы с Машей регулярно встречались, пересекались наездами, я учил стихи…
— А почему был выбран именно Чайковский? Ведь в поэме звучит и фольклор?
— Народных мотивов нет у нас в спектакле нет — хотя в одном месте звучит рожок. — подключается к беседе Мария Берар. — Но в целом на фольклор мы не опирались. Ведь именно Чайковский дает больше простора для вокала, для музыки.
— У нас в спектакле никакой отсебятины, — добавляет Зайцев. — Только стихи Пушкина и музыка Чайковского. То, что Александр Сергеевич написал, мы имеем радость произносить. Хотя конечно, это не целиком «Евгений Онегин», кое-что перемонтировано. Иначе спектакль шел бы часов пять.
— А сегодня в нашей жизни еще встречаются Онегины?
— Онегины, конечно, встречаются, — задумывается Зайцев. — Но их мало все-таки. Современным языком говоря, это «мажоры». Хотя мажоров много, но с мозгами Онегина маловато. Некоторые, например, учились в Гарварде. У них все есть. Но они не знают, куда себя применить. Им скучно. Простая «русская хандра» — это сейчас называют депрессией. В Америке бы Онегину прописали антидепрессанты.
— Мне кажется, таких людей, как Онегин и Татьяна, всегда было мало, — добавляет Мария Берар. — И в предыдущие века, и в настоящее время. На то и классика. Они есть и будут, но, скорее, это исключение. Штучные люди.
Фото предоставлено пресс-службой театра.
— Мужчины ценят таких женщин, как Татьяна, — убежден Зайцев. — Не зря же опытный генерал сразу оценил такое сокровище. Ее неподдельность души, ее непосредственность, искренность Многие пытаются казаться лучше, чем они есть. Татьяна не такая.
— А мне кажется, что такие люди, как Татьяна, как раз одиноки, — не согласна с партнером Мария Берар. — Их не сразу замечают. Онегин тоже опоздал, заметил ее в конце…
— А сам Сергей Безруков участвовал в постановке, помогал?
— Он смотрел нашу работу, интересовался, — говорит Зайцев. — Кое-что подсказывал. Советовал. Например, как должны на сцене «заиграть» те же бильярдные шары. И у нас в спектакле все играет, все со смыслом…