XIV Международный фестиваль. Оперный Гала открытия.
Торжественное открытие XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича состоялось на сцене Большого зала Московской консерватории, которая помнит легендарного виолончелиста, выдающегося музыканта Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Звёзды мировой оперной сцены в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова под управлением именитого маэстро Джузеппе Финци (Италия) подняли занавес Фестиваля-2024. Маэстро Слава незримо присутствовал в зале.
Россыпью звёзд мировой оперы XIV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича зажёг свечи своего нынешнего бала в честь великого гуманиста и гениального человека. Бессмертная оперная музыка звучала роскошным музыкальным приношением Мстиславу Ростроповичу и его супруге, великой певице Галине Вишневской. Основатель и художественный руководитель Фестиваля — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ольга Ростропович.
В программе «Опера-гала» были заявлены: Мирто Папатанасиу (сопрано, Греция), Раффаэле Абете (тенор, Италия), Юлия Герцева (меццо-сопрано), солистка Московского театра «Новая Опера им. Е. В. Колобова» Ирина Морева (сопрано), солисты Государственного академического Большого театра России: заслуженный артист России Олег Долгов (тенор), народный артист Азербайджана Эльчин Азизов (баритон), Владислав Попов (бас).
Харизматичный и обаятельный маэстро Джузеппе Финци с первых грозных фанфар увертюры к опере «Сила судьбы» Дж. Верди поднял эмоциональный градус исполнительского энтузиазма на должную высоту, уместную торжеству открытия фестивального праздника. Артистичный и выразительный лидер, уверенным дирижёрским жестом, ясными намерениями контактировал с музыкантами ГАСО. Светлановцы полностью доверились дирижёру, отдавшись в его мастерские руки. Оркестр дышал свободно, демонстрировал богатство тембров и культуру звука, присущую этому замечательному коллективу. Дирижёр добивался полифонического звучания голосов и подголосков, сбалансированно выстраивал оркестровую фактуру между группами инструментов. Максимальным фортиссимо и предельным пианиссимо отвечал оркестр на призывы итальянского дирижёра.
Верди продолжил звучать в первом отделении концерта. Ария Короля Филиппа из оперы «Дон Карлос» в исполнении Владислава Попова, воспитанника и дебютанта Центра Оперного Пения Галины Вишневской, открыла вокальную программу. Ирина Морева, стажёр и солистка Центра Оперного Пения Галины Вишневской, представила Арию Аиды из оперы «Аида». Иностранные гости фестиваля Мирто Папатанасиу, блистающая на лучших оперных сценах мира, и Раффаэле Абете, молодой участник многих оперных постановок, призёр Фонда «Арены ди Верона», преподнесли публике дуэт Виолетты и Альфреда из оперы «Травиата». Дуэт Леоноры и Графа ди Луны из оперы «Трубадур» покорил исполнительским драматизмом Ирины Моревой и Эльчина Азизова, также стажёра Центра Оперного Пения Галины Вишневской.
Три фрагмента из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского сменили вердиевский блок первогого отделения. Сцена Графини захватила мастерством драматической игры Юлии Герцевой. В 2002 году Мстислав Леопольдович пригласил Юлию исполнить партию Сонетки в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Академии Санта-Чечилия в Риме, став крёстным отцом международной карьеры певицы.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Олег Долгов, будучи студентом солировал в Центре Оперного Пения Галины Вишневской, исполнил на вечере Ариозо Германа. Дуэт Лизы и Полины великолепно прозвучал сливающимися тембрами голосов Ирины Моревой и Юлии Герцевой. Статные и величественные, будто две царицы оперного искусства, они подарили слушателям превосходный вокал и идеальный ансамбль. Дирижёр во время исполнения дуэта с обожанием смотрел на солисток, чутко реагируя на дыхание певиц и деликатно аккомпанируя им.
Второе отделение включило музыку Дж. Верди, Дж. Пуччини, У. Джордано, Ж. Бизе. Каждый участник исполнял оперные хиты. Благодарная публика мгновенно реагировала на любимую музыку аплодисментами. Оркестровый номер «Танец ведьм» из оперы «Виллисы» Дж. Пуччини предварил Арию Роберто из этой оперы, которую своим красивым тенором спел Раффаэле Абете. Заключительный дуэт Кармен и Хозе из оперы «Кармен» Ж. Бизе ярко и эффектно разыграли Юлия Герцева и Олег Долгов.
«Опера-гала» — красивый старт XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Фестиваль продлится с 4 по 16 ноября 2024 в Москве. Все фестивальные события состоятся в Большом зале Московской консерватории.
Международный фестиваль Мстислава Ростроповича был учреждён Правительством Москвы и Фондом культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича в 2010 году. За прошедшие годы на фестивале выступили 36 оркестров, 104 солиста, 14 хоровых коллективов, 39 дирижёров. Концерты Фестиваля посетили более 120 тысяч слушателей!
10 ноября состоится «Вечер танго». Всемирно известный бандонеонист Карлос Буоно и его ансамбль представят московской публике разнообразнейшую программу, полностью состоящую из композиций танго — уникального сплава традиций, фольклора и эмоций. В концерте примет участие большой друг фестиваля — Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского.
15 и 16 ноября будет выступать Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича — старейший симфонический оркестр России, отметивший в прошлом сезоне своё 140-летие. Этот прославленный коллектив под руководством Юрия Темирканова неоднократно принимал участие в Фестивалях Мстислава Ростроповича.
15 ноября дирижировать будет известный итальянский маэстро Франческо Оммассини — в настоящее время дирижёр-резидент Театра «Арена ди Верона». В Двойном концерте И. Брамса для скрипки и виолончели с оркестром солистами выступят скрипачка Ке Хи Ким (Южная Корея) — лауреат I премии и обладательница золотой медали XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург, 2023) и один из самых востребованных российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм. Во втором отделении прозвучит симфоническая поэма Р. Штрауса «Так говорил Заратустра».
В программе концерта 16 ноября произведения С. Прокофьева и Д. Шостаковича — двух гениев, с которыми Мстислава Ростроповича связывали глубоко личные отношения, перед которыми он преклонялся, без музыки которых не мыслил своего творчества. В концерте № 2 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева солистом выступит лауреат 3 премии XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского Илья Папоян. Во втором отделении концерта будет исполнена Симфония № 5 d-moll, op.47 Д. Шостаковича. Место за дирижёрским пультом займёт главный дирижёр Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича Николай Алексеев.