Гоголь-моголь Свердловской музкомедии на фестивале «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ».
Спектакль «Мёртвые души» (16+) на музыку Александра Пантыкина Свердловского театра музыкальной комедии выстрелил драйвом истинно русского мюзикла на IX Всероссийском смотре музыкальных театров «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ». Неувядающая постановка в фантасмагории жанра гоголя-моголя не следует оригиналу поэмы Н.В. Гоголя, но жонглирует идеями писателя в его же абсурдно-комическом стиле. Труппа посвятила московский показ спектакля памяти его придумщика легендарного режиссёра Кирилла Стрежнева.
Инициатор всероссийского форума «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В сентябрьский вечер нынешней тёплой московской осени «Мёртвые души» пронеслись на Новой сцене Большого театра настоящим вихрем. Впервые увидевший свет рампы в 2009 году в Екатеринбурге спектакль Пантыкина/Стрежнева на либретто Константина Рубинского тогда произвёл фурор. Обросшее плотью и кровью 15-летнее сценическое действо сегодня по-прежнему свежо и эффектно. Оно как литое сидит на уральской фигуре свердловского коллектива, демонстрируя себя в кривом зеркале гоголевской вселенной.
Дикая смесь пряных ингредиентов жанровой куролесицы остроумно сочетает комедию, мистику, мелодраму, авантюру, фарс, траги-иронию и Бог знает что, приводя заявленный авторами жанр гоголь-моголя к общему знаменателю высококачественного мюзикла. Сочинённый композитором Пантыкиным и либреттистом Рубинским, перетасованный из разных произведений Гоголя сюжет виртуозно раскручивает историю, полную глубокого пиетета к Николаю Васильевичу. Два классических мошенника Хлестаков и Чичиков берутся за некое дельце о мёртвых душах. Оммаж гениальному автору со стороны создателей заключён в гоголевских цитатах и фразеологизмах, положенных на музыку.
Броская музыка без остановки нанизывала происходящее то на стальные струны рока и тяжёлый бит, то на мягкость скрипичной попсы, то на фолк и классику, рэп и хоровой речитатив. Драйв и высокий тонус на сцене исходил от музыкальной составляющей, за которой зорко следил дирижёр Антон Ледовский. В оркестровом организме ежеминутно присутствовало необходимое настроение и энтузиазм, хоть немного и перекрывший по динамике солистов в начале спектакля. Рок-музыка требовала децибелов. В целом оркестр Свердловского театра музкомедии достоин комплиментов (музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Борис Нодельман).
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Выразительная хореография и говорящая за персонажей пластика очень весомы в спектакле. Хореограф-постановщик Сергей Смирнов нарисовал портреты героев через их танцевальную манеру. Уродливо хороша чиновничья каста, которая кособоко прихрамывая, карикатурно передвигается в массовых сценах. Мёртвые души оживлены танцорами «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова.
Костюмы художника-постановщика Сергея Александрова воспроизводят не только эпоху, но создают типичность действующих лиц и художественных образов. «Дресс-код» чиновников и весь их облик с одинаково лысыми головами сознательно унифицирован, различить кто есть кто невозможно. Одеяния дам и модисток навороченные и преувеличенно вычурные. Вылезающая из-под наклонного пандуса братия щелкопёров, ободранные стены грязного уездного городка, двигающаяся вверх-вниз шахматная доска, где два великих «комбинатора» Хлестаков и Чичиков пытаются облапошить местное общество — сценическое пространство спектакля затейливо и убедительно.
Режиссура фонтанирует находками и всевозможными фантазиями, которые создают блистательный калейдоскоп человеческих типажей. И свердловские музкомедианты достойно разыграли свои роли, ярко вылепив характеры участников гоголь-моголевской нелепицы с острым сюжетным выкрутасом. Счастливый финал не уступил лучшим традициям бродвейского мюзикла.
Пластичный Евгений Толстов буквально заставил влюбиться в своего Чичикова. Обаятельный и слегка нервозный Павел Иванович вызывал сочувствие и переживание за свою судьбу. Олег Прохоров в роли Ноздрёва был абсолютно на своём месте и сильно впечатлил. Коробочка (Владимир Смолин) получилась весьма колоритна. Местные помещики Плюшкин (Владимир Фомин), Манилов (Николай Капленко), Собакевич (Михаил Шкинев), также Капитан-исправник Дормидонтов (Вадим Желонкин) создали забавные образы сообразно замыслу композитора и режиссёра.
Хоровые номера и массовые сцены визуально были эффектные, динамичные, запоминающиеся, но страдали артикуляцией у хористов. Слова не всегда были понятны.
Спектакль «Мёртвые души» Свердловской музкомедии — настоящий фейерверк игрового музыкального театра. По прошествии лет существования постановки труппа высоко держит исполнительскую планку. Фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ-2024» получил в свою коллекцию мюзикл мирового образца с русскими корнями и познакомил фестивальную аудиторию с великолепной работой театрального коллектива.