Специально для «Ревизора.ru».
Парадокс! С одной стороны, в этом спектакле собрано все, чтобы мне было максимально неинтересно смотреть. Во-первых – проблематика. Это история немолодых женщин из далекой татарской провинции. Во-вторых – все ремарки шли титрами. В-третьих – большинство сцен достаточно статичные. Актрисы просто сидели возле стола (или на столе) и произносили текст. Было много танцев, но не было действия. Но, тем не менее, все вместе получилось нереально круто.
Во-первых, я увидел уникальный сплав трагедии и трэш-комедии. В рассказанной истории ничего веселого нет. Все начинается с того, что из могилы пропадает труп мужа одной из главных героинь (как выясняется позже, его сожрал медведь). Затем на спиритическом сеансе с вызовом того самого покойника героиня узнает, что покойный муж спал с её соседкой, и соседкин сын от него.
Сынок на тот момент свалил в город, и совершенно не желает общаться со своей матерью. В общем, стандартные проблемы поколений. Но насколько же изящно это подано. Насколько изящно сидящие за столом молодые актрисы передают эмоции. Без сложных мизансцен, только мимикой и голосом. Даже длинные монологи (а их было немало) звучат красиво, вдохновенно. И проблемы героинь становятся и понятны и близки.
Фото: © Василий Иванов
В некоторых случаях героини напоминают фигурки нэцке, в некоторых — персонажей мультиков, а иногда — настоящих пещерных мамаш. Спектакль начинается как раз с пещерного танца, где каждая из актрис (Ксения Чигина, Полина Повтарь и Елизавета Струнина) исполняет сложный пластический замысловатый танец древних людей вокруг кучи шуб, валяющихся прямо перед ногами зрителей. (Кстати, данная гора шуб, к сожалению, больше в спектакле не сыграла).
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Затем все это переходит в статику в виде размеренных диалогов, чередуемых дикими танцами. Это внешне. Постановка гораздо более глубокая.
Отчасти спектакль можно сравнить с фильмами братьев Цукеров («Аэроплан», «Голый пистолет»). Цукеры – мастера заднего плана. То, что происходит вдалеке, играет у них не меньшую роль, чем то, что делают главные герои.
Тут примерно то же самое, но роль заднего плана выполняли титры.
Идет серьезный диалог. Актрисы сидят с мрачными лицами, и вдруг на заднем фоне совершенно абсурдный титр, который, с одной стороны логичен, с другой — моментально заставляет зал смеяться. Налицо прекрасный диалог титрового фона и действия.
В спектакле прекрасная музыка в стиле авангардного техно. Жаль, что она в виде записи – если бы рядом поставили композитора (Фати Бесолти), которая бы исполняла ее живьем, это бы украсило спектакль (но понятно, театр небольшой, небогатый, просто физически не было возможности).
Фото: © Василий Иванов
Спектакль мог бы войти в список лучших в сезоне, но, к сожалению, не дожат. Увы, тот самый случай, когда молодому режиссеру просто не хватило опыта. Сложно упрекнуть в чем-либо конкретном, но было достаточно мелких огрехов, кое-какие сцены были затянуты (хоть и не критично). Плюс – очень неудачно выбран фон. Была бы сзади белая стена – было бы красивей, а так поставили фанерные щиты – и в результате сразу пошел эффект любительщины. Достаточно слабая работа со светом. В некоторых сценах мы видели цельность музыки, действия, декораций, света. А в некоторых нет. То есть претензии мелкие, но их количество достаточно большое. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы спектакль немного доработали, сделали бы бОльшую световую гармонию в ряде сцен. Пока что спектакль не дотягивает до разряда «отличный», но ступеньки «очень хороший» занимает уверенно.