Главная Культура «Пугачев» по драматической поэме Сергея Есенина. Мастерская Петра Фоменко. Новая сцена. Режиссер Федор Малышев.

«Пугачев» по драматической поэме Сергея Есенина. Мастерская Петра Фоменко. Новая сцена. Режиссер Федор Малышев.

от admin
48 Просмотры

Специально для «Ревизора.ru».

Тот случай, когда мое мнение напрочь разошлось с восторгом большей части публики. Актерам были устроены грандиозные овации. «Браво» кричали чуть ли не с радиорубки. Режиссера завалили цветами. Я в темпе вальса покидал театр, а люди всё хлопали и хлопали.

Мне показалось, что я стал свидетелем очень странного театрального эксперимента. Суть его была понятна. Смысл – нет.

Действительно талантливый режиссер Федор Малышев придумал очень красивый спектакль. Он умело смог объединить на сцене и пугачевское, и есенинское время. С первой минуты мы погружаемся в атмосферу глубокого русского шаманизма. Действие нас захватывает.

Но дальше продолжать развивать эту тему режиссеру, по-видимому, стало неинтересно, неинтересно стало создавать цельный спектакль.

И решил режиссер: «А дай-ка я дам установку талантливому актеру Владимиру Свирскому читать текст Пугачева так, как читать его нельзя категорически, так, как читают текст школьники, желающие показать себя артистами. С выражением на уровне пятого класса».   В свое время мне объясняли, как читают стихи плохие артисты. Это когда каждому слову придается значимость космического масштаба. Когда слово «тишина» читается только тихо, а слово «крик» – выкрикивается. Именно так и читал текст Пугачев. Значение у каждого слова такой величины, что аж страшно.   Но и этого режиссеру показалось мало. Он решил, что Пугачев должен читать текст, напрочь ломая весь ритм стихотворения. У поэзии Есенина свой очень красивый ритм, именно поэтому его читать легко даже не профессионалу. Просто произносится текст, даже совсем монотонно, а дальше ритм превращает его в поэтический ручей. Не случайно Есенин – народный поэт.   Но режиссер не был бы режиссером, если б не решил всю эту архаику куда-то убрать. (Мы ж не на конкурсе чтецов, верно?..)   Поэтому он решил, что при чтении монологов Пугачева надо то ускоряться, то резко замедляться, прерывать текст длинными качаловскими паузами. И орать! Громче орать! Все вокруг не орут, а Пугачев – орет!

У актера уже голос сорван, последние сцены доигрывал уже совсем на грани. Но все равно орать! Побольше чувств.

Обычно так орали молодые рок музыканты где-то году в 90-м. Тогда казалось, что чем больше ты орешь (в тему или без темы), тем ты круче, тем ты правдивей, тем ты больше рокер!

Владимир Свирский – не 18-летний рокер. Он просто хороший артист. Зачем ему кому-то что-то доказывать, не ясно.

От этого рваного ритма взад-вперед создавалось впечатление, что я еду по разухабистой дороге. Вот, вроде, метров 20 проехал нормально, и баааац – колдобина, потом еще одна.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Изматывает жутко.

Что самое интересное – в спектакле была и масса сцен, где работа с поэтическим ритмом была проведена идеально. И актеры произносили текст не  на уровне школьного конкурса чтецов, а на уровне одного из лучших театров Москвы.

И сразу возникала магия на уровне хора античной трагедии. Спектакль начинал складываться в единое целое. Единство мужского бунта, женской красоты, поэзии. А с учетом великолепной красоты декораций почти идеально.

Вот он, дух  Руси-матушки!

А потом снова Пугачев, снова медленней – быстрей, и все моментально рушилось.

Обвинять Владимира Свирского в том, что он плохо сыграл, я не могу – он хороший актер. Явно он выполнял установку режиссера. Зачем эта установка  была ему дана, непонятно. Может, этим режиссер показать зрителю, что без Пугачева – все органично, красиво, сливается в единый хор, а появляется Пугачев – и сразу все через пень-колоду? Может. Но фишка не сработала. Идея не прочиталась.

Пугачев мог бы влиться в единый хор – тогда получилась бы поэма. А так поэма наполовину.   

Ну, а сцена Хлопуши, извините, мимо. Понятное дело, что в любом театре и любой Хлопуша будет в первую очередь сравниваться с Владимиром Высоцким. И в этом случае всегда хочется, чтобы Хлопуши были совсем разные.

Режиссер же пошел иным путем.

Сцена Хлопуши если не калька с Таганки – то очень близко.

В программке написано, что Хлопушу играл Тагир Рахимов. Но это не верно. Тагир Рахимов играл Высоцкого в роли Хлопуши.

Так и надо писать в программке.

Текст читался с теми же интонациями. Визуально – также очень похоже.

Только у Любимова – цепи, у Малышева – палки.

Да сыграл он хорошо. Но зачем так?

Неужели сцена с Хлопушей может быть только в одном виде? Неужели Тагир Рахимов не смог бы сыграть своего Хлопушу? Конечно, смог бы! Он не любитель, он большой артист хорошего театра.

Грустно…

Идти ли на спектакль?

На те сцены, в которых нет пугачевских монологов – идти непременно. Они красивые, захватывающие, иногда ироничные. Кое-что не просто на уровне – а лучше Любимова. Федор Малышев – отличный режиссер (повторяю еще раз).

На остальные – тоже идти, чтобы посмотреть, как не надо читать стихи.   В программке – есть разъяснения по различным географическим названиям, встречающимся в поэме.

Лучше бы вместо этого разъяснили цель странного режиссерского эксперимента.

Для таких тупых, как я. Остальной зал-то, видимо, понял, я и еще несколько человек – нет.

Поэтому спектакль, который начинался как потенциально один из лучших в сезоне, переношу в категорию экспериментальных.

Когда пойму цель этого эксперимента – тогда и буду оценивать. 

Вам также может понравиться

Актуально о главном!

Ежедневно только самая свежая и интересная информация о событиях в мире и России. Также новости экономики, культуры, общества, науки и спорта.

@2024 — Baseao.ru. Все права защищены.