Главная Культура «Парадокс Скворца» по пьесе «Амстердам» Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

«Парадокс Скворца» по пьесе «Амстердам» Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

от admin
33 Просмотры

Специально для «Ревизора.ru».

Если бы мне велели подобрать синоним к этому спектаклю, наверное, я бы выбрал слово «Крещендо». Медленное, но уверенное крещендо.

Все начинается просто и даже банально.

Талантливая израильская скрипачка снимает жилье в Амстердаме. И вдруг получает квитанцию от муниципалитета с  требованием оплатить невероятно большой долг за газ.

Я уже настраиваюсь на то, чтобы смотреть легкую историю современной богемы с небольшим налетом детектива.

Но как бы не так, с каждой сценой история усложняется, углубляется, обостряется – и превращается в  сложную драму о предательстве, чести, достоинстве. Усложнение идет постепенно, мы и не понимаем, в какой момент простая история превратилась в мистическую драму.

Самое парадоксальное, что также видоизменяется и спектакль.

Первые минут 15-20 – он чем-то напоминает любительскую постановку. Простые декорации, минимум движений, достаточно статичные мизансцены, простой свет. Типичная студенческая самодеятельность. Качественная, но самодеятельность. Есть одна режиссерская идея – и только она и эксплуатируется во всех видах.

"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

  Идея проста. На сцене пятеро актеров – одна как бы исполнительница главной роли – одета в эротичный почти кукольный костюмчик, четверо других – как бы противоречивые голоса в голове у героини. Четыре актера разной внешности и темперамента, но все они – одна команда. Противоречивая, но цельная.

Если героиня что-то и произносит, то это звучит механически, ее фразы разъясняют остальные персонажи, притом каждый по-своему.

Будто героиня – марионетка в руках голосов в своей собственной голове.

Интересно? Да. Но одной идеи на целый спектакль мало. Я уже стал немного расстраиваться. Так хорошо начали. Неужели полтора часа будут эксплуатировать одно и то же?

Нет!

Так продолжается недолго.

По мере усложнения истории начинает усложняться и действие на сцене.

Любительская простота плавно уходит, появляются красивые мизансцены, актеры начинают играть множество различных образов – каждая сцена насыщается глубокими метафорами. Простые и немного скучные декорации – трансформируются, они становятся яркими, разнообразными, необычными.

Мы одновременно оказываемся и в клубной амстердамской культуре, и во временах Второй мировой войны. Нам показываются страшные и шокирующие сцены – но они показаны без чернухи, изящно, по-женски, и такая визуальная и звуковая легкость значительно усиливает их эффект.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Актеры перестают быть голосами – они уже  люди, живущие в разных временах. И это тоже дополнительный символ.

Да, в современном мире многие жалуются на голоса в голове. В обычной жизни – они руководят нами, но когда перед нами встает серьезная проблема, голоса исчезают, человек становится самим собой. И вот уже главная героиня начинает двигать действие, оно становится очень динамичным и разнообразным. Мы постоянно прыгаем из одного времени в другое, персонажи нарастают как снежный ком, история прокачивается, сложность ее возрастает.  

Не всегда удается уследить за этим водоворотом движения, но только на уровне разума. Подсознание фиксирует все.

"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

Финал – шокирующий, как и с сюжетной точки зрения, так и со зрелищной.

С одной стороны, он прост – и понятен. Нам дали ответы на все заданные вопросы – и при этом дали много дополнительной информации для размышления.

При этом – такое простое и «любительское» начало – режиссерский замысел, создатели спектакля ведут нас от простого к сложному – и задача успешно выполняется.   Автор пьесы считается авангардным драматургом. От этого жанра глупо требовать реализма, но, тем не менее, и история и спектакль весьма реалистичны. И, главное – честны.   Сразу хочу предупредить, автор пьесы – израильтянка. И пьеса, и спектакль произраильские,  в декорациях используется много звезд Давида. В спектакле пусть косвенно, но поднимаются не самые однозначные нынче темы в нашем обществе.   Несмотря на то, что я присутствовал на предпремьерном показе, и в зале находилась профессиональная театральная публика – аплодисменты были бурными. Спектакль пришелся профессионалам по вкусу. Одна из зрительниц подарила каждому из актеров по плюшевому гусю. На вопрос – а почему гуси, ответила просто: «Плющевых Скворцов не было». Грустно, что плющевых скворцов не было.   На данный момент – это лучшая постановка театра Маяковского за сезон.  Жаль только, что сезон скоро закончится, и на ближайшие спектакли билеты проданы. Так что ждите следующего – и непременно идите.

Вам также может понравиться

Актуально о главном!

Ежедневно только самая свежая и интересная информация о событиях в мире и России. Также новости экономики, культуры, общества, науки и спорта.

@2024 — Baseao.ru. Все права защищены.