Специально для «Ревизора.ru».
Накануне, 27 мая, мы отметили Общероссийский день библиотек. А на следующий день в распоряжение редакции «Ревизора.ru» попал уникальный материал. Это воспоминания Надежды Владимировны Кузнецовой, заместителя директора по развитию Централизованной системы детских библиотек города Рязани, о том, как она пришла в свою прекрасную и благородную профессию. Оказывается, библиотекарь тоже может быть той работой, о которой люди мечтают с детства. В знак благодарности всем труженикам библиотек публикуем эту статью.
Друзья и коллеги, поздравляю с Общероссийским днем библиотек! Я работаю в Централизованной системе детских библиотек города Рязани и знала, что стану библиотекарем с тех пор, как научилась читать.
Это произошло довольно рано: в четыре года я уже читала книжки бабушкам на лавочке. Почему бабушкам? Потому что в три года с формулировкой «несадовский ребенок» была отправлена на ПМЖ к папиным родителям в деревню Емельяновка. На самом деле «несадовским» был мой одногруппник Антошка, лупивший всех детей подряд, а ко мне питавший какую-то странную нежность: он облизывал мои ботинки. Нянечка предупредила маму, что Антон неравнодушен к красному цвету, и вы бы не водили девочку в красной обуви. Но, помимо ботинок, у меня был замечательно красивый красный румынский костюм… В общем, я орала дурниной по дороге в детсад, а путь от дома до предприятия, где работали родители, был долгим, и за это была сослана в деревню.
Дедушка Ваня работал председателем сельского совета (главой администрации пяти деревень), и на селе, как говорится, почувствуйте разницу, я была не «несадовским ребенком», а уважаемой внучкой председателя Ивана Васильевича. Иногда бабушка отправляла меня с дедом на работу. Это было счастье! При сельсовете находилась библиотека с отличным фондом и душевнейшим библиотекарем – Полиной Андреевной Донюковой. Именно ей я обязана выбором своей профессии. Мне было разрешено ходить в хранилище, листать любые книги и журналы, для меня добрый библиотекарь собирала вырезки из периодики. Под запретом был только доступ к каталожным ящикам и формулярам – это святое. Но ничего, возвратившись домой, я из тетрадных листов мастерила собственные формуляры и выдавала на дом книги куклам, плюшевому Мишке и Львенку.
Еще Полина Андреевна была книгоношей. Помню, с каким трепетом и нетерпением ждала ее прихода. Стук в окно. Бабушка открывает дверь. «Здравствуй, Надюша! Выбирай книжечки». Почему-то все эти счастливые моменты ассоциируются с зимой. Почему-то сначала я прочитала «Два капитана», а потом «Волшебник Изумрудного города». И почему-то в семье отца вслух мне никто не читал. Только дедушка – Некрасовского «Генерала Топтыгина». А может быть, просто не помню. Зато отлично помню свою любимую книгу – «Вороны Ут-Реста» Асбьернсена. Она была списана и валялась в дровяном сарае сельсовета. Вероятно, ветхая книжечка предназначалась для растопки печки, но была мною спасена. Куда она подевалась потом – не знаю, больше нигде не встречала этого издания. С радостью бы приобрела его сейчас.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Зимний вечер. За окном падают хлопья снега. Дедушка читает книгу. Бабушка вяжет. А я лежу на теплой русской печке с котом Стёпкой и в который раз перечитываю мистические истории про троллей, Берту Туппенхаук, рыбака Маттиаса и воронов Ут-Реста. И мечтаю. О том, как стану библиотекарем, буду записывать книги во всамделишные формуляры, советовать детям, что почитать, и обязательно соберу свою собственную большую библиотеку. Когда кажется, что весь мир рушится, мысленно перемещаюсь именно в это время и нахожу там поддержку.
А ещё был у меня закадычный друг, сосед Димка, годом моложе. Собственно, больше в зимнее время детей в деревне не было, приезжали только на каникулы. Друга к бабушке отправляли на время учебных сессий родителей. И у него были объемные книжки-раскладушки, которых в сельской библиотеке не имелось. Мы их выдавали «на руки» уже его игрушкам, потому что я приходила в гости со своими «формулярами». И Димка говорил, что вот вырастем, я буду адвокатом, а ты библиотекарем. Мы дружим до сих пор, 40 лет. Библиотекарь и адвокат.
Почему такой заголовок у статьи? Все же вроде складывалось неплохо. А вот почему. В 9-м классе мои мечты о профессии оказались практически разбиты. Это были 90-е – годы дефицита, огромных очередей, талонов на продукты. Благодаря дарам из деревни мы не голодали, но с остальным было не очень. И мама серьезно со мной поговорила, что библиотекарь – это профессия умных, но нищих, учись, дочь, на бухгалтера. Через три года сможешь уже зарабатывать себе на жизнь экономическим трудом. Плакать в нашей семье было не принято, и ослушиваться родителей тоже. Я сдала вступительные экзамены в Станкостроительный техникум. К ужасу очень любившей мои сочинения учительницы русского языка. Но что-то произошло во Вселенной. В августе, мама, наверное, видя мое невеселое состояние, сказала: «Ладно, дочка, ничего, проживем. Я всегда мечтала стать учителем английского, но была вынуждена сразу после школы работать. (Бабушка осталась вдовой с четырьмя детьми, когда маме было всего шесть лет, а ее брату – три. И сменила любимую работу заведующей избой-читальней (вот они гены) на профессию повара, чтобы прокормить детей. – прим.авт.). Пусть хоть кто-то в семье осуществит свою мечту»…
А потом были два года учебы в гимназическом гуманитарном классе и 5 замечательных лет – в Рязанском институте культуры. Но это уже другая история.
P. S. На первом (заглавном) фото дедушка с работницами фермы, на втором — с бабушкой — пассажиры в санях. Именно так мы добирались с ним до сельсовета. А на третьем фото я с другом Димой (по краям). Это мы с ним гуляем на чьей-то деревенской свадьбе. Пользуясь случаем, приняли участие в фотосессии. Адвокат недоволен тем, что перепутали наши варежки и даже отказался, чтобы резинки от них просунули в рукава.